суббота, 4 октября 2014 г.

Ушел Федя...

Сегодня для меня, как и для всех спартаковцев, да и вообще настоящих болельщиков, настоящий черный день. Умер прекрасный скромный Человек и великий Футболист. Кумир детства, благодаря которому у Спартака такая армия болельщиков. Футболист, ради игры которого я студентом из Саратова ездил в Москву на футбол. Перечитываю интервью. Сколько скромности в этом человеке, который никогда не считал себя ни великим, ни легендой. Просто любил футбол, просто любил Спартак. Господи, ну почему?! Это просто горе...


Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака", 6-кратный чемпион России:
– Уходят кумиры. Уходят легенды. Уходит целая эпоха. Ты был велик, Федор Федорович Черенков. Великим и ушел.
Олег РОМАНЦЕВ, бывший главный тренер "Спартака", 9-кратный чемпион России:
- Ушел из жизни не только великий футболист, но и светлый, добрый человек. Я никогда не переставал поражаться его открытости и умению воспринимать жизнь широко открытыми глазами. Бог наградил Федора большим талантом, но, наверное, он даже не понимал этого. Скромный в жизни и яркий на поле – все это сочеталось в нем с умением творить игру, которая вызывала восхищение и любовь. Он истинный спартаковец, который отдал своему клубу всего себя самого. Это огромная потеря и боль. Он все сказал в этой жизни своей игрой…
Александр МОСТОВОЙ, бывший полузащитник "Спартака":
– Тяжело говорить. Очень страшная новость. Для меня Федор с детства был кумиром, пусть я и являлся воспитанником ЦСКА. Но я всегда восхищался именно им. Раньше было трудно найти какие-то плакатики, открытки с изображением футболистов. Но я каким-то образом достал плакатик с фото Черенкова. Не представляете, как я был счастлив.
Когда я попал в "Спартак" и играл рядом с Федором, для меня это было чем-то из области фантастики. Он играл так, как не дано многим. Сейчас мы восхищаемся Месси или Роналду. Для меня Федор был тогда чем-то вроде них. Не хотелось бы проводить прямые параллели, но все-таки… Не случайно Бесков всегда приводил его нам в пример. Бесков любил немногих, а Федор входил в число "избранных". Я ни разу не услышал в его адрес ни одного упрека, он все делал так, как этого требовал футбол.
Скромный, добрый, светлый человек. Нет слов…
Виталий МУТКО, министр спорта РФ:
– Выражаю соболезнования родным, близким, а также всем поклонникам "Спартака". Федор Черенков был очень порядочным человеком, выдающимся игроком, преданным клубу и футболу. Он был очень спокойным и выдержанным человеком. Очень жаль, что он ушел так рано.
Николай ТОЛСТЫХ, президент РФС:
– Выражаю соболезнования родным и близким Федора Черенкова, футбольному клубу "Спартак", болельщикам. Мы потеряли, без сомнения, выдающегося футболиста. Черенков был по-настоящему народным игроком. Его любили все – поклонники не только "Спартака", но и других клубов.
Сергей РОДИОНОВ, бывший нападающий "Спартака", президент академии "Спартака" имени Федора Черенкова, выступавший вместе с ним в составе красно-белых с 1979 по 1990 год:
- Мои самые глубокие соболезнования всем близким и родным Федора Федоровича. Это был человек необычайно добрый и светлый. Мы провели вместе с ним на поле едва ли не всю карьеру, и всегда от него исходило только хорошее. Он до конца оставался верен футболу, передавал свой богатый опыт юному поколению. Невосполнимая утрата.
Артем РЕБРОВ, вратарь "Спартака":
– Смерть Федора Федоровича – невосполнимая утрата не только для спартаковских болельщиков, но и для всей страны. В силу возраста я не застал игру Черенкова, но, по рассказам старших, могу сказать, что это был действительно выдающийся игрок, который влюблял в себя болельщиков. Последний раз мы виделись с Черенковым на одном из мастер-классов в школе. Много мы не общались, так как пересекались не так часто, но находиться рядом с такой легендой было всегда приятно.
Дмитрий КОМБАРОВ, полузащитник "Спартака" и сборной России:
– Для меня смерть Федора Федоровича стала настоящим шоком. Он – легенда не только спартаковского, но и всего отечественного футбола. Феерическую игру Черенкова за клуб и сборную СССР помнят во всем мире. Считаю, что мы в Швеции должны обязательно почтить память этого выдающегося игрока. Может быть, мы выйдем на поле с траурными повязками на рукаве. Или как-то по-другому еще раз напомним всем об этом великом футболисте и человеке.
Сергей ГАЛИЦКИЙ, президент "Краснодара":
- Умер гений советского футбола, очень рано умер, я преклоняюсь перед его талантом. Сегодня все игры в академии мы начнем с минуты молчания.
Сергей ШАВЛО, бывший полузащитник и генеральный директор "Спартака":
- Я в "Спартак" пришел чуть раньше Федора. Он, кажется, провел свой первый матч за основной состав летом 78-го года против "Арарата". В 79-м он уже стал полноправным игроком основы. Мы с ним вместе выступали в олимпийской сборной, участвовали в знаменитом матче протии Бразилии на "Маракане". Много пройдено вместе, отыграли в одной команде семь лет.
Святой человек, никогда ни на кого не мог накричать или обидеть. Всегда ко всем относился с теплотой, пониманием. Его любили болельщики не только "Спартака", но и других команд. Недаром его называют народным футболистом.
Даже соперники всегда щадили Федора, грубо против него не действовали, всегда его очень уважали.
Наверное, он мог бы сделать хорошую карьеру тренера. Однако Федор сам признавался, что не может кричать на людей, жестко спрашивать с них. Немножко поработал и понял, что не сможет все время предъявлять требования подопечным.
Он останется в наших сердцах, в спартаковской семье. Федор – представитель истинного спартаковского футбола, который снискал уважение и славу.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
- С глубокой скорбью узнал о кончине заслуженного мастера спорта СССР, легендарного футболиста Федора Федоровича Черенкова.
Ушел из жизни выдающийся спортсмен, оставивший яркий след в истории отечественного футбола. Обладая филигранной техникой, отличным видением поля и талантом организатора игры, Федор Федорович снискал искреннюю любовь и уважение миллионов болельщиков московского "Спартака" и многих других клубов в нашей стране и за рубежом.
Изящный, великолепный футбол в его исполнении стал одним из символов красоты этой популярной игры.
Сергей ШВЕЦОВ, полузащитник "Спартака":
– Не знаю, что говорить… Потеряли большого человека. И как все неожиданно произошло! Мне как раз сон приснился: маленькая девочка – к диву. Проснулся – и тут такое горькое удивление. Юрию Гаврилову позвонил – а он только из Испании вернулся, подробностей не знает. Говорит: "Приезжай, будем хоронить друга". Об этой утрате скорбят не только болельщики "Спартака", а всех команд России.

Валерий Карпин в разговоре с корреспондентом SOVSPORT.RU помянул легенду красно-белых Федора Черенкова, сегодня ночью ушедшего из жизни.
- Каким вам запомнится Федор Черенков?
- Святой человек, для которого не существовало ничего, кроме футбола. Очень добрый. Что касается футбола, то, на мой взгляд, это лучший игрок за всю историю отечественного футбола.
- Каким он был футболистом?
- Во-первых, дело даже не в том, что такой пас, какой он мог отдать, кажется, невозможно исполнить. Дело в том, что такой пас, казалось, невозможно вообще придумать. То есть это игрок, который находил любое решение, выход из любой ситуации. Вспоминаю, когда приехал в «Спартак» из воронежского «Факела», в то время для меня Черенков – это Пеле и Марадона вместе взятые. Думал, звезда. А оказалось, спокойный адекватный человек, самый обыкновенный. Это просто потрясало. Испытал шок, когда узнал, что Федора больше нет. Мои соболезнования…
- Когда встречались в последний раз?
- По-моему, в марте, в Сокольниках. То ли на игре дубля, то ли просто по делам в Академии…
- Как относитесь к идее того, чтобы увековечить 10-й номер, закрепить навечно за Черенковым?
- Только за. Потому что таких футболистов у нас не было и, возможно, уже не будет.

И еще без преувеличения тысячи и тысячи скорбных комментариев по всей русскоязычной сети...

2 комментария:

  1. Хоть и говорят, что талантливые люди талантливы везде, но всё же бывают исключения. К ним к сожалению, можно отнести Илью и Фёдора. Так и не смогли они найти себя вне футбольного поля…
    В то время, половина Союза переживала, что не нашлось Феде места в сборной при Лобановском. И это не мудрено, ведь тогда сборная была бездушной машиной в которой на первом месте была «физика». С физикой же у Фёдора из-за сердца были проблемы. И не возможно было объяснить Лобану, что Черенков сможет, как в Спартаке, компенсировать это своим умом и точностью. Потом всё же его призвали под знамёна сборной и я помню, как он этому обрадовался. У него появилось второе дыхание. Пожалуй поэтому, последние 2-3 года его спортивной карьеры, были самыми лучшими…

    ОтветитьУдалить
  2. Ну Илья-то страдал зависимостью. Тут хоть можно сказать, мол, сам виноват, здоровье не берег. А Федя, вроде, судя по публикациям, давно вообще от алкоголя отказался. Да что говорить теперь... Как будто родного человека потерял.
    А Лобановскому я даже мертвому простить не могу. Уверен, что благодаря его упертости мы далеко не все увидели, что Федя мог.

    ОтветитьУдалить